ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог»

Пресс-центр


Page tools
Печать
В закладки
Поделиться
FacebookTwitter

Газета Металлург

Смелые идеи «находят» жизнь

Виктория ГОЛОВКО

Двенадцатого августа 1956 года на «Криворожстали» состоялся пуск первого в СССР двухниточного непрерывного мелкосортного стана 250-1. С этого знаменательного момента на нашем предприятии началась богатая событиями история развития прокатного производства. Постепенно пускались новые станы, рождались прокатные цехи, где всегда осваивались передовые технологии, пробовались и внедрялись в жизнь самые смелые технические решения. В развитии прокатного дела заложены знания, высокий профессионализм, творческий потенциал  многих  людей. Их наработки, свежие, оригинальные идеи позволяли и позволяют повышать производство металлопродукции в ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог».

Новое внедрять – дело кропотливое
Высокоэкономичная технология производства арматурного проката методом двухручьевой прокатки разделением, которая используется сейчас на мелкосортных станах №№1,3 и 4, внедрена на предприятии в 1995 году. Этому предшествовала долгая и кропотливая работа. Началась она еще в 1980-х годах.

- Для прокатчиков это было новое и очень интересное дело, - вспоминает ветеран предприятия Владимир Рокоманов. – Я знал, что двухразделка (технология разделения прокатной полосы) с успехом применялась на Западе. Там использовали «слитинг-процесс», то есть разделение полосы при помощи специальной головки. В СССР такая система впервые была применена в Жлобино (Белоруссия). Там это ноу-хау помогали внедрять в производство научные работники Института черной металлургии (ИЧМ). Была задумка внедрить «слитинг-процесс» и на одном из прокатных станов «Криворожстали». Однако никаких чертежей у нас на тот момент не было. На наше предприятие приехал представитель института Эдуард Сивак. Он в общих чертах обрисовал особенности этого процесса и трудности, с которыми столкнулись в Жлобино. Старший калибровщик Виктор Остапенко поставил передо мной задачу разработать конструкцию делительной головки и способ ее крепления на выходе из рабочих валков мелкосортных станов первого проката.

- И вот чертежи уже готовы. Но тут Эдуард Сивак говорит еще об одной проблеме в применении «слитинга», с которой столкнулись белорусские прокатчики, - вспоминает Владимир Рокоманов. - При выходе из рабочих валков раскат «натыкался» на неподвижные ролики и бурился. Для того, чтобы эти ролики постоянно вращались, требовалось к ним крепить дополнительно небольшой мощности двигатели или турбину. Понятно, что это лишние затраты времени, энергии, сил и средств.

Появилась идея: проще и экономичнее предоставить эту работу валкам, ведь на них двигатели уже были установлены. То, что это решение правильное, подтвердили научные расчеты специалистов Донецкого политехнического института. Чертежи, схемы и расчеты такой методики к нам на предприятие привез кандидат наук, доцент, преподаватель этого института Григорий Шульгин. Все тогда понимали - наступала пора экспериментов.

От проб и ошибок к авторскому свидетельству

Эксперименты по внедрению технологии разделения затянулись на несколько лет. Сначала, как вспоминают ветераны цеха, все шло «на одном дыхании», потом процесс замедлился. Периодически возникали проблемы, которые порой невозможно было заранее предвидеть. Процесс двигался вперед путем проб и ошибок, ведь в учебниках о практическом использовании такого метода не писали.

- Был создан штаб, его возглавил начальник СПЦ-1 Михаил Костюченко, - говорит Владимир Рокоманов. – Каждый второй вторник месяца на совещании собирались представители науки из Донецка, калибровщик Игорь Синица и я, поскольку занимался разработкой привалковой арматуры, специалисты мелкосортного стана 250-3, на котором проводились опыты. Чуть позже опыты стали проводить и на МС-4, подключился СПЦ- 2. Мы обсуждали причины неудач опытных прокаток, вносили свои предложения и высказывали оригинальные идеи. В итоге – калибровка была разработана, оставалось еще поработать над усовершенствованием привалковой арматуры. Это нужно было для передачи уже разделенных двух раскатов из горизонтальной клети в вертикальную, затем – снова в горизонтальную. Мы справились и с этой проблемой.

Идеи специалистов воплотились в жизнь, кроме того, многие получили авторские свидетельства. НПО «Доникс» (бывший Донецкий политехнический институт) – за идею многоручьевой прокатки разделением (МПР), Игорь Синица – за разработку калибровки, Владимир Рокоманов – за создание привалковой арматуры для технологии МПР.

В наши дни

Арматурный профиль №8 катают на мелкосортном стане 250-1 ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог». Он пользуется спросом, заказы  практически есть всегда. Выпуск этого профиля в прутках стало возможным благодаря технологии двухручьевой прокатки разделением. Сейчас производство арматурного профиля №8 на стане составляет порядка 61 тонны в час. Однако технические ресурсы первого мелкосортного позволяют выдать и больше продукции.

Рассматривается возможность внедрения на стане трехручьевой прокатки разделением, и тоже с помощью валков. Такая технология позволит повысить часовое производство арматуры №8 до 90 т/час. Над этим вопросом уже работают калибровщики и прокатчики нашего предприятия совместно со специалистами НПО «Доникс».

- Первый шаг в освоении новой технологии уже сделан, - рассказывает главный калибровщик Александр Макаренко. – Мы продолжаем разработку калибровки и привалковой арматуры, ищем решения для «узких мест». Ведь внедрение такого метода – это не только увеличение производительности, но и экономия энергоресурсов. А это на сегодняшний день вопрос и экономический, и стратегический.



При полном или частичном воспроизведении информации - ссылка на www.arcelormittal.com.ua обязательна (для интернет-ресурсов гиперссылка).